Заказать звонок
Индивидуальная психология человека Альфреда Адлера
Введение. Что такое научная психология?
В данной статье мы представляем основные понятия и положения индивидуальной психологии Альфреда Адлера - выдающегося ученого, психолога и философа, чья теория лежит в основании наших учебных и тренинговых программ, в основе нашего понимания мира, направлений и способов его улучшения.
Зачем нам это? Во-первых, наши научные корни - это как исток реки, тот родник, из которого вытекают и набираются сил полноводные реки. Зная принципиальные основы, мы обеспечиваем единство, непротиворечивость, системность собственных программ, курсов, подходов.
Во-вторых, это самое единство подходов есть способ нашего человеческого объединения: кроме намерений, реальных отношений, дружбы, поддержки очень важно и то, чтобы в основе миропонимания каждого из нас лежала общая картина.
В-третьих, эти научные основания дают каждому из нас возможность творить. Увидев в жизни, в вопросах студентов какую-то проблему, запрос - мы можем найти для нее решение, руководствуясь принципами адлерианской психологии. На основе этих принципов можно разрабатывать семинары, тематические встречи, новые курсы и тренинги личностного роста, оставаясь при этом в русле общей традиции Центров Взаимоотношений.
Признание и принятие наших научных оснований ставит нас в мировой культурный ряд, в общую шеренгу школ и направлений, в мировое сообщество практической психологии.
Очень важно то, наша научная школа позволяет нам развиваться дальше, находить внешние курсы и программы, освоение которых лежит в русле традиции Центров Взаимоотношений.
И, наконец, наличие научных корней, принадлежность к всемирно признанной академической школе - важный и достаточно убедительный ответ на обвинения в сектантстве.
1. Адлерианская психология есть психология ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
Феноменология означает “субъективный, персональный”, отсылая нас к прямому опыту конкретной персоны. Например, если Вы смотрите на картину Пикассо, эта картина есть “объективная” реальность. Но Ваша реальность есть Ваше восприятие этого - то, что она значит для Вас. Вы можете найти одну картину восхитительной, другую тупой, третью уродливой. Это все персональные точки зрения - и они истинны для Вас. Реальность есть Ваше впечатление, Ваше видение, Ваше восприятие.
Индивидуальная Психология имеет дело с “субъективной реальностью” - нашими впечатлениями, точками зрения, восприятиями, апперцепциями (апперцепция (от лат. ad – к и perceptio) – воспринимаю, влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида), заключениями, но не с физической, “объективной” реальностью. Если вы верите, что вы Бог, это Ваша реальность.
Схематически можно представить себе картину, когда много людей смотрят на нечто с разных сторон. То, что видит каждый, и есть его субъективная, персональная реальность. Признание права каждого иметь такую реальность, в каком-то смысле уравнивая всех и каждого - поскольку данные реальности не так-то просто сравнить - большое достижение в развитии психологии. Да и вообще человечества. Это и называется гуманизмом.
2. Адлерианская психология есть психология ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
Школа Адлера, известна как Индивидуальная психология, есть одновременно социальная/общественная психология наряду с глубинной психологией. В названии содержится скрытая отсылка к латинскому слову individuus, означающему “нераздельность”, термин, предназначенный для того, чтобы сделать ударение на холизме, целостности.
Название Индивидуальная психология, данное Адлером его теории, служит источником непонимания в его английской трансляции. На немецком (языке, на котором Адлер создавал свою теорию) “individual” означает “неделимый”, как и указывают его латинские корни. Человек есть неделимая сущность и должен пониматься тотально (”total person”), когда мысли, чувства, действия, сновидения, память и даже психология ведут в одном направлении. Человек - это система , в которой целое больше любой отдельной его части. В этом целом Адлер видел единство человека, в поведении которого есть закономерная тема (consistent theme). Подобная трактовка индивидуальности не имеет ничего общего с подходом, когда мы противопоставляем индивидуума - другому индивидууму, коллективу, социуму (такое бывает, когда мы говорим о человеке “индивидуалист”). Наоборот, идивидуальность в трактовке Адлера есть всеобщая взаимосвязь.
Адлерианцы отрицают концепции, подобные Фрейдовским, что человеческое бытие может быть разделено на части, такие как Я (ego), Оно (id), Сверх-Я (superego). Не смотря на то, что такое разделение может быть осуществлено для эвристических целей (исследования, поиск), мы отрицаем, что такой способ мышления может быть в конечном счете продуктивным - так как индивидуальность есть единство! Ответим себе на вопрос: Мы те же самые, когда спим?..болеем?…пьяны?..мы целостность или сборка?
К примеру, начальные различия между Адлером и Фрейдом сосредоточены на Адлеровском утверждении, что социальная сфера (exteriority) также важна для психологии, как и внутренняя сфера (interiority). Адлер утверждал, что границы сознательного и бессознательного негерметичны, одно проникает в другое и проявляется в нем - это и есть целостность, индивидуальность.
Примером может быть используемый в наших методиках “событийный круг“:
Мы говорим, что в нашей обычной, устоявшейся жизни “все повторяется”, “ходит по кругу”. Это и означает, что все элементы этого круга взаимосвязаны, гармонизированы друг с другом, поддерживают и воспроизводят сами себя - мы выбираем чувства, обеспечивающие наши решения, решения приводят к действиям, а действия создают те события, которые питают наши чувства. Это и есть индивидуальная, или, как мы говорим, личная логика.
Точно также мы используем представления об индивидуальности, цельности, когда говорим об изменениях. Чтобы разорвать бесполезный круг, надо изменить один из элементов - чувства, решения, действие… Но мы только тогда можем быть уверены, что добились изменений, когда приведем в соответствие с новым - например, чувством - все остальные элементы - мысли, действия, события… Пока вновь не восполним свою индивидуальность.
3. Адлерианская психология есть психология ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ.
Телеология означает “целесообразность, движение по направлению к цели”. Индивидуальная Психология видит индивидуальность в постоянном стремлении. Мы спрашиваем про человека, когда не понимаем его: “Что он хочет?”, тем самым имея в виду “В чем его цель”? Здесь уместно вспомнить высказывание древнего Хилона - “hora telos” (от греческого: hora = правильное время, telos = выполнение) - смотри на окончание, думай о последствиях (”see the end, consider the consequences”).
Некоторые системы психологии, в особенности те, которые трактуют человека как объект, видят человека как результат прошлого, как контролируемого прошлым опытом. Они воспринимают человека как “обученного” “тренированного”, “обусловленного” - или, иначе говоря, не свободного. Прошлое определяет будущее. Индивид видится в каждый момент как результат его/ее прошлого. Эта детерминистическая точка зрения лучше всего обнаруживается в бихевиористской психологии.
Точка зрения, которую поддерживает Индивидуальная Психология - телеологическая (от греческого telos - цель), которая утверждает, что индивидуальность лучше понимается в терминах “куда ты стремишься”? Адлер говорил “Не спрашивайте, откуда, спрашивайте, куда?”
В нашей компании многие тренинги включают в себя работу с намерениями. Намерения - это та самая цель, для которой, ради которой человек предпринимает те или иные действия. Да, зачастую эти намерения нами не осознаются, и мы можем восстановить их, только увидев конечный результат. “Смотри на окончание”…hora telos… И затем, восстановив намерения, мы можем выбрать другие. Для этого служит известная всем таблица намерений, и такая классная техника, как “замечтать”…
4. Адлерианская психология есть психология сообщества и социального интереса
Адлер отступил от Фрейдовских предположений, что человеческое поведение мотивируется сексуальным инстинктом. Предположение Адлера состоит в том, что человеческое поведение мотивируется социальными (общественными) потребностями и что человеческое существование есть прирожденное общественное существование. Он заменил интра-персональную структуру Фрейда (id-ego-superego) на концепцию интерперсональных отношений.
Другой аспект, возможно, наиболее уникальный среди различных достижений Адлера, состоит в следующем. Все другие теории персональности , использующие в качестве основания жесткую научную точку зрения, характерную для естественных (объективных) наук , отказываются считать себя связанными с такими понятиями, как добро или зло. Некоторые системы открыто заявляют, что они не содержат в себе никакой точки зрения относительно морали. Они объективны.
Индивидуальная психология, в противоположность, субъективна, строго придерживаясь точки зрения, имеющей отношение к человеческому счастью и успеху. Индивидуальная психология берет на себя смелость утверждать: “мы знаем, что такое добро”, ЧТО? ЕСТЬ ДОБРО. Мы утверждаем, что “добро” возникает из социальной интеграции и социального интереса (social concern).
Среди всех теорий персональности только Адлерианская честно утверждает, что для того, чтобы быть счастливым и успешным в жизни необходимо быть “хорошим” - в социально значимом смысле.
Заключение
Представленный набор понятий описывает Адлерианскую психологию самым минимальным образом, не покрывая и десятой ее части. Тем не менее мы публикуем это конспективное ее изложение, будучи уверенными, что даже в таком составе можно придти к заявленным во введении целям.
Добро пожаловать в мир индивидуальной психологии Альфреда Адлера!